Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в"железных тисках" научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человечеству. Технический прогресс имеет свои издержки в области культуры. В связи с этим, широкое распространение в наши дни получило так называемое технократическое мышление. Тем самым произошел и происходит по сей день полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций.

Т.Ю. Сидорина. Философия кризиса

Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основанного на научно-технических знаниях и информации, не подвластного идеологиям классического типа. В е 20 в. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии.

Сциентизм и антисциентизм, технократия и технофобия о роли науки и Сциентизм и технократия, с одной стороны, антисциентизм и технофобия — с другой, антисциентизм · сциентизм · технократизм · технофобия.

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны. В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники.

Техницизм — мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием. Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии. Ему близки идеи сциентизма и технократии.

ТЕХНОфобия это:

Технократия и технофобия Технологический детерминизм придает технике и технической деятельности абсолютный статус в качестве основания функционирования и развития общества. Он, как философская установка, возводит технику в ранг главной если не единственной причины, обуславливающей и однозначно определяющей собой все аспекты или стороны общественной и культурной жизни и тенденции их развития, начиная с экономики и политики и кончая искусством и философскими представлениями.

Поэтому уровень развития техники провозглашается им главным или даже единственным показателем критерием развития общества и культуры. Обычно различают две основные формы технологического детерминизма:

В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общества.

Технологический детерминизм и технофобия Понятие детерминизма Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов.

Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к социуму такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов по сравнению с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для социальной истории.

Эта тенденция не преодолена полностью, хотя упрощение общественных законов стимулируется не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность представляет трактовка законов, выводимых из взаимодействия человеческих отношений. Маркс полагал, что ручная мельница является отражением модели общества с сюзереном во главе, паровая машина соответствует обществу промышленного капитализма хотя эти аналогии не имеют продолжения, что свидетельствует об ограниченности подобной детерминации.

Согласно концепции технологического детерминизма вырисовывается иная картина. Такой детерминизм придает технике и технической деятельности абсолютный статус в качестве основания функционирования и развития общества. Как философская установка он возводит технику в ранг главной причины, обусловливающей все аспекты общественной и культурной жизни, начиная с экономики, политики и кончая искусством и философией. В философии техники различают две основные формы технологического детерминизма:

Технофобия

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма. Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир — это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи. Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации:

Технологический детерминизм: взаимосвязь науки, техники и человеческого общества. Технократизм, технофобия, технофилия. Философский аспект в.

Каковы исторические истоки современного естествознания? На протяжении многих тысячелетий люди пользовались стихийно-практическими знаниями, полученными в ходе повседневной деятельности. Накапливались астрономические, математические, химические, металлургические и другие знания, связанные с нуждами практической деятельности. Но теоретического знания еще не было, эмпирическое научное знание длительное время накапливалось в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.

Теоретическое знание возникло в процессе преодоления мифологии путем объяснения явлений из их собственной сущности, а не произволом фантастических существ мифологии. Практически обоснованное эмпирическое знание, породившее сомнение в сущности мифов, и привело к научно-теоретическому знанию, первой формой которого явилась древнегреческая натурфилософия в. Впоследствии от антинаучной натурфилософии отпочковались отдельные теоретические науки и сама философия в собственном смысле слова.

Этот процесс растянулся на века.

Технофобия как средство демонизации техники

На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного техники в технологию, человек выступает ее технологии организатором, творцом и контролером.

На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический.

техника, технология, техносфера, технократия, технофобия, научно- технический прогресс, Инженерное мышление и проблема технократизма .

Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности? Она ослабляет способности человека, подчиняет его себе, делает своим придатком, укорачивает жизнь человека. В техническом обществе нет места человеку, его вытесняет техника, заменит все естественное искусственным. А мы ее не контролируем. Развитие приведет к угрожающим для человечества последствиям.

Лекция: Вопрос 35. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия

Философия науки и техники: Технофобия, или страх перед техникой, — это установка, согласно которой техника рассматривается как основная причина отчуждения человека от природы, от самого себя. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред.

В середине XX в. широкое распространение получила технократическая концепция, ставшая следствием прогрессивного и всеохватывающего.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе , Мэмфорд , Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно , приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Во второй половине 20 в.

Технократизм

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Количество просмотров публикации Вопрос Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком.

Технофобия. Технократическая концепция и продолжение традиций социальной утопии в ХХ веке. Человек как объект конструирования.

Заключение 14 Введение Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса.

Если техника - движущая сила развития всего общества, то вполне закономерным представляется, что люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки. Еще несколько лет назад понятие технократизма соотносилось с ограниченностью западной социологии, но в последнее время обнаружили целесообразность применения его ко многим сторонам нашей жизни, к характеристике особенностей материального и духовного производства.

Наш способ взаимодействия с природой, базирующийся преимущественно на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Этот способ закрепляется в мышлении и распространяется на другие сферы человеческой жизни, и постепенно возводится в основной способ мышления и деятельности. Данное понимание нашло выражение в отделении человека от условий его существования, адекватных человеческой природе.